СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

  

 тел./факс (8-8412) 52-09-90                                    

Адрес: 44000, г. Пенза, ул. Кирова,65/2              e-mail: appo_penza@e-pen.ru               

 

                                 
СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Авиапутешествия: что должен знать и на что может рассчитывать пассажир самолета?

Авиапутешествия: что должен знать и на что может рассчитывать пассажир самолета?

Путешествовать самолетами - легко, быстро и удобно! Чтобы воздушные путешествия стали еще более понятными и приятными, а над вашей головой не сгущались тучи (во всех смыслах), предлагаем ознакомиться с нашей памяткой авиапассажиру.

Насколько тяжелым может быть авиабагаж?

Это зависит от билета. Если у Вас "невозвратный" билет, то нужно уточнить у авиакомпании, можно ли - и сколько кг? - провезти бесплатно. Однако будьте готовы к тому, что придется оплатить весь багаж целиком, потому что у авиакомпании нет никакой нормы бесплатного провоза багажа для "невозвратных" билетов (абз. 4 п. 1 ст. 103 ВК РФ).

Если же Вы летите по билету, который можно сдать, то вправе рассчитывать на бесплатный провоз, минимум, 10 кг багажа (абз. 3 п. 1 ст. 103 ВК РФ, п. 122 ФАП 82*(1)).

Внимание
О том, можно ли будет бесплатно провезти багаж, и сколько именно, пассажирам обязательно должны рассказать еще до покупки билета
(абз. 6 п. 1, п. 1.1 ст. 103 ВК РФ)!

Если пассажиры путешествуют вместе (например, члены семьи или коллеги), то багаж по их просьбе "суммируется", то есть рассчитывается его общий вес, а не для каждого в отдельности (п. 127 ФАП 82). Правда, даже в этом случае каждый конкретный чемодан не должен весить более 30 кг: во-первых, такой багаж считается тяжеловесным и оплачивается отдельно, причем без учета "бесплатной" нормы, а во-вторых, его вообще могут не принять, если это заранее не согласовать (пп. 12 п. 25 и п. 124, п. 136 ФАП 82). Бесплатно сверх нормы бесплатного багажа можно провозить только инвалидные коляски (п. 124 ФАП 82), а также костыли, трости, ходунки, роллаторы (для пассажиров, которые сами ими пользуются) и детские коляски (п. 136 ФАП 82).

Хрупкие предметы, документы, деньги и ювелирные украшения сдавать в багаж не рекомендуется (п. 130 ФАП 82). А вот ножницы (с клинком длиннее 6 см), ртутный термометр, жидкость для снятия лака или туалетную воду в расфасовке более 100 грамм нужно сдавать именно в багаж, - в салон с ними не пустят (пп. 1 и 2 п. 2 Приложения 1 к Правилам ПППД*(2)).

Живой багаж

Ваши четвероногие питомцы могут перевозиться в самолете: в салоне - только с согласия перевозчика, а в багаже - в любом случае (п. 143 ФАП 82). Разумеется, у вас на руках должны быть необходимые ветеринарные документы. Чтобы перевезти животных в багажном отсеке, их помещают в крепкий контейнер (клетку), обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха, крепким замком и дном с абсорбирующим материалом (абз. 4 п. 143 ФАП 82). Однако этот живой багаж в норму бесплатного провоза багажа не входит, поэтому и питомец, и его клетка, и даже корм для питания во время полета будут взвешены и дополнительно оплачены (абз. 5 п. 143 ФАП 82).

Что взять с собой в салон?

Независимо от того, насколько тяжел ваш багаж, в салон с собой можно бесплатно пронести сумочку или портфель (с вложенными в них вещами, разумеется), букет цветов, верхнюю одежду и костюм в портпледе, лекарства и детское питание - в количестве, необходимом для полета (п. 135 ФАП 82). Вместо сумки или портфеля можно взять рюкзак - только следите, чтобы его вес и габариты были не больше тех, которые установлены авиакомпанией. Кроме того, в салон бесплатно можно взять покупки из дьюти-фри, упакованные в опломбированный пластиковый пакет, - опять же, не превышающие по весу и размерам те лимиты, которые установлены авиакомпанией. Что касается детской переноски, детской коляски, а также роллаторов, ходунков, костылей и трости - взять их в салон получится только в том случае, если они поместятся под креслом или на верхней полке; конкретные размеры лучше предварительно уточнить у авиакомпании (п. 135 ФАП 82). Но вы можете взять с собой и, собственно, багаж - если он небольшого веса и габарита и может удобно разместиться в салоне (конкретные размеры и вес устанавливаются перевозчиком, но не могут быть менее 5 кг на пассажира, см. п. 133 ФАП 82). Именно такой багаж называется ручной кладью (п. 85 ФАП 82). В качестве ручной клади рекомендуется перевозить предметы, требующие особых мер предосторожности: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики (п. 60 Правил ПППД).

Кстати, в полете нельзя пользоваться электронными играми, портативными видеокамерами, видеомагнитофонами, переносными телефонами и другой электронной аппаратурой (абз. 8 п. 47 Правил ПППД). Если об этом по громкой связи объявит (а следовательно, распорядится) командир воздушного судна, то за нарушение запрета можно получить административный штраф или даже арест (ч. 4 и ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ).

Алкокладь

Один из самых актуальных вопросов - можно ли проносить с собой на борт алкоголь, и сколько? В багаже - то есть без доступа к нему во время полета (п. 70 Правил ПППД) - пассажиру можно провезти не более 5 литров крепкого алкоголя (24-70% об) и некрепкого - столько, сколько ему угодно (абзацы 4 и 5 пп. 1 п. 2 Приложения 1 к Правилам ПППД). В салоне можно провозить только тот, причем неоткрытый, алкоголь, который был куплен в самолете или магазинах duty-free в аэропорту, причем строго в день поездки (абз. 12 пп. 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ПППД). Можно также пронести "свой" - но в таре не более 100 мл, и обязательно закрытый (абз. 9 пп. 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ПППД).

Обратите внимание! Это нормы, касающиеся именно провоза спиртного в самолете. Они могут не совпадать с нормами ввоза алкоголя на территорию конкретной страны. В частности, на территорию РФ один взрослый пассажир вправе провезти для личного пользования не более 5 л спиртного (п. 5 Приложения 1 к РС ЕЭК N 107*(3)), а детям ввозить спиртное в нашу страну вообще не разрешается. Из этих 5 литров бесплатно можно ввезти только три, а еще за остальные нужно доплатить пошлину (п. 5 Приложения 1 к РС ЕЭК N 107), в размере 10 евро за литр напитка (п. 7 Приложения 2 к РС ЕЭК N 107). Всё спиртное сверх 5 литров (а в отношении детей - любой алкоголь) не считается товарами личного пользования (п.п. 3, 4 Приложения 6 к РС ЕЭК N 107), и, следовательно, может ввозиться только с соблюдением специальных таможенных процедур (см. гл. 14 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Дети - авиапочтой

Летать самолетами - это дорого, но быстро. Поэтому иногда проще отправить ребенка к бабушке на каникулы одного, без сопровождения, ведь за небольшое время без родительского пригляда ничего страшного не произойдет, а деньги будут сэкономлены. Закон это допускает: пассажиры старше 12 лет могут садиться в самолет и летать вполне самостоятельно (абз. 3 п. 104 ФАП 82), а дети от двух до двенадцати лет - под наблюдением авиакомпании, если это предусмотрено ее правилами (абз. 2 п. 104 ФАП 82). Для этого родители оформляют специальное письменное заявление на наблюдение и перевозку несопровождаемого ребенка (п. 105 ФАП). Такое заявление, впрочем, можно подать и в отношении более старшего отпрыска (до 16 лет), если вы очень за него тревожитесь (п. 105 ФАП 82). А вот малыши до двух лет (дети - инвалиды до 12 лет) могут летать исключительно в сопровождении взрослых (п. 104 ФАП 82). Если несопровождаемый ребенок выезжает за границу РФ, ему необходимо нотариально заверенное согласие родителей на выезд с указанием срока выезда и страны посещения (ст. 20 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", п. 102 ФАП 82).

Не болейте!

Могут ли не пустить в самолет больного пассажира (или пассажирку на сносях)? С одной стороны, специального запрета на перевозку заболевших и беременных лиц в законе нет: пассажир должен сам определить возможность путешествия, исходя из состояния своего здоровья (п. 108 ФАП 82). Однако если болезнь пассажира серьезная, или заразная, или даже просто создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, то на борт могут и не пропустить (пп. 3 п. 1 ст. 107 ВК, пп. 3 п. 230 ФАП 82). Получается, что приходить в аэропорт с сильным недомоганием очень рискованно, при том что если болезнь подтверждена документами, то билеты (до окончания регистрации на рейс) можно вернуть без денежных потерь (п. 2 ст. 108 ВК). Каким именно документом подтверждается болезнь, нужно уточнять у перевозчика (абз. 10 п. 227 ФАП 82). Например, лоукостер "Победа" требует листок нетрудоспособности или подлинный медицинский документ, с приложением копии лицензии медучреждения (http://www.pobeda.aero/information/book/returns_ticket). О подробностях операций по возврату и обмену билетов можно почитать здесь.

На борту любого самолета должен быть так называемый "комплект первой помощи" (п. 5.74 ФАП 128, п. 6 МР о медобеспечении полетов*(4)): болеутоляющее средства, лекарства против рвоты, диареи, аллергии, против заложенности носа и антацидное, а также бинты, лейкопластырь, дезинфицирующие салфетки, термометр, одноразовые перчатки, реанимационная маска и т.п., см. п. 9.1 МР о медобеспечении полетов. Самолеты вместимостью более 250 чел имеют, помимо этого, так называемый "комплект медицинских средств" (п. 5.74 ФАП 128, п. 6 МР о медобеспечении полетов), куда входят: стетоскоп, тонометр, шприцы, капельница, катетеры различного назначения и всякие другие приспособления, включая зажим для пуповины, а также большое количество препаратов, в том числе адреналин, нитроглицерин, седативные антиконвульсанты, инъекционный расширитель бронхов и т.п. (п. 9.3 МР о медобеспечении полетов).

Первую помощь оказывает бортпроводник, разумеется, бесплатно (абз. 4 п. 95 ФАП 82, п. 10.1.4 МР о медобеспечении полетов). Бортпроводников обязательно обучают оказанию первой помощи (п. 10.1.8 МР о медобеспечении полетов) - они проходят подготовку по авиамедицине и первой помощи не реже чем раз в 2 года. При этом сами они медпрепараты не назначают, но если вы их попросите - то предложат подходящий из своего комплекта первой помощи (п. 10.1.9 и 10.1.10 МР). А вводить вам ваш собственный они не имеют права (п. 10.1.15 МР), как и самостоятельно пользоваться "комплектом медицинских средств" (п. 10.2.4 МР) - если уж ситуация требует медицинского вмешательства, то будут искать медика из числа пассажиров, который (если таковой отыщется) и окажет медицинскую помощь (п. 10.2.1 МР). Исключение здесь только одно - если нужно экстренно принять роды (п. 10.2.8 МР).

Первая помощь оказывается не только при травмах и отравлениях, но и при простуде. При выявлении такого заболевшего пассажира бортпроводнику рекомендуется переместить его по возможности в изолированное место (п. 2.1.4.1 Приложения 6 к МР), обеспечить его носовыми платками, если он кашляет (п. 2.1.4.4 Приложения 6 к МР) и выдать ему медицинскую маску, а к тому же периодами заменять ее на свежую (п. 2.1.4.5 Приложения 6 к МР).

Украли билет?

В наше время это не смертельно: если вы заявите в авиакомпанию об утере (утрате, краже, порче и т.п.) билета, она будет обязана немедленно принять все зависящие меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира, и если будет установлено, что этот договор действительно был заключен, то авиакомпания оформит билет и примет вас к перевозке (п. 69 ФАП 82). И вообще, отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияет ни на существование, ни на действительность договора о перевозке (параграф 2 Варшавской конвенции, п. 70 ФАП 82).

Регистрация на рейс

Регистрация на рейс в аэропорту не может заканчиваться раньше, чем за 40 минут до вылета. А окончание регистрации на рейс в пунктах вне аэропорта (а также на интернет-сайте) устанавливается авиакомпанией самостоятельно (п. 81 ФАП 82). Опоздание на регистрацию чревато отказом в перевозке данным рейсом (п. 90 ФАП 82). При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указывается конкретное место в салоне самолета, а также время окончания посадки на рейс (п. 84 ФАП 82). Если вы регистрируетесь через интернет, то обязательно изыщите возможность распечатать посадочный талон - без такой распечатки вас в салон не пропустят, а распечатать талон в аэропорту не всегда возможно (Апелляционное определение СК Свердловского облсуда от 03.10.2014 по делу N 33-13453/2014). Как правило, конкретное место в салоне выбирается как раз при регистрации на рейс, а не при покупке билета (п. 16 ФАП 82). В этом случае, если вы хотите выбрать себе в салоне какое-нибудь кресло поуютнее, приготовьтесь доплатить: услуга по размещению пассажира на самых комфортных местах в салоне воздушного судна по его желанию является дополнительной услугой повышенной комфортности в полете (п.п. 100, 101 Авиационных правил), стоимость которой может не входить в провозную плату (то есть в цену билета). Другое дело, если вы летите вместе с маленькими (до 12 лет) детьми: авиакомпания обязана принять все возможные меры по вашему совместному размещению на борту (абз. 2 п. 84 ФАП 82).

Не позднее, чем указано в посадочном талоне, нужно оказаться у выхода на посадку в самолет (п. 90 ФАП 82). Если опоздать, то в перевозке данным рейсом вам может быть отказано, при этом ваш багаж снимут с самолета и досмотрят (п. 91 ФАП 82, абз. 8 п. 2 Норм авиабезопасности, п. 17 Правил ПППД).

Предполетный досмотр

Досмотр проводится ради нашей собственной безопасности, поэтому отнестись к этой процедуре следует спокойно и доброжелательно. Между прочим, за поведением пассажиров в пунктах досмотра пристально наблюдают (п. 41 Правил ППППД), а если вы будет вести себя суетливо, нервозно и беспокойно, то с вами проведут отдельную беседу, а ваш багаж и остальные вещи вскроют и досмотрят вручную, а не через интроскоп (п. 51 Правил ППППД). Сама процедура досмотра известна (п. 50 Правил ПППД) - проверяются билет, посадочный талон, документы, затем пассажир выкладывает имеющиеся у него металлические предметы (ключи и прочее), снимает верхнюю одежду, пояс (шириной более 4 см или толщиной более полусантиметра), разувается (кроме обуви на низком каблуке с подошвой тоньше 1 см) и отправляет все эти вещи и ручную кладь в рентгеноскоп, а сам проходит через металлоискатель. Пассажиров с имплантированными кардиостимуляторами досмотрят вручную, без применения техсредств (п. 69 Правил ПППД). Во время досмотра вас могут попросить включить ваши гаджеты, вскрыть и осмотреть блоки питания (п. 59 Правил ПППД). Вот и все!

Правда, если у сотрудников безопасности есть подозрения о готовящемся захвате самолета или чём-то подобном, досмотр может быть более тщательным, например, все пассажиры могут быть досмотрены вручную (п. 57 Правил ПППД).

Не волнуйтесь, если досмотр затягивается: даже если вы опоздаете на самолет из-за продолжительности досмотра (конечно, если при досмотре не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов), вас посадят на другой рейс безо всякой доплаты (п. 41, а также абз. 6 п. 227 и п. 228 ФАП 82).

Отказываться от досмотра нельзя: в этом случае билет утратит силу, а деньги вам не вернут (п. 3 ст. 85 ВК, п. 2 Норм авиабезопасности, п. 20 Правил ПППД).

Откладывается рейс?

Если рейс задерживается, то об этом факте (и о его причинах, кстати) громко объявляется на весь аэропорт (абз. 5 п. 92 ФАП 82). Пассажиры в этом случае имеют право (пп. 4 п. 2 ст. 106 ВК, п. 99 ФАП 82) на дополнительные услуги: нахождение в комнате матери и ребенка (если малышу еще не исполнилось семи лет) и организацию хранения багажа. Если рейс нужно ждать больше двух часов, то перевозчик организует каждому пассажиру два телефонных звонка (или два письма по электронной почте) и прохладительные напитки (абз. 3 и 4 п. 99 ФАП 82). Если ожидание затягивается на срок больше 4 часов, пассажирам предложат горячее питание (и далее каждые 6 часов днем и 8 часов ночью, см. абз. 5 п. 99 ФАП 82). Ну а если рейс откладывается более чем на 8 часов днем (6 часов ночью), всех пассажиров разместят в гостиницу (абз. 6 п. 99 ФАП 82). И все это, во-первых, бесплатно, а во-вторых, независимо от причин задержки рейса: вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам (абз. 9 и 1 п. 99 ФАП 82). Время ожидания рейса нужно отсчитывать со времени отправления рейса, указанного в билете (абз. 10 п. 99 ФАП 82). 

Это что за остановка - Бологое иль Поповка?

Обратите внимание: те же самые гарантии комфорта пассажиры имеют и в том случае, если самолет приземлился не в том пункте назначения, где изначально планировалось - то есть в случае изменения маршрута (п. 99 ФАП 82). При этом не имеет значения, по какой именно причине был изменен маршрут (например, из-за плохой погоды или пьяного дебоша на борту): авиаперевозчик имеет безусловное право менять маршрут, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п. 76 ФАП 82). И так же, как и при задержке рейса, все предусмотренные п. 99 ФАП 82 услуги (звонки, питание, гостиница) оказываются пассажирам бесплатно (абз. 9 п. 99 ФАП 82).

А вот как быть, если самолет приземлился не в том пункте назначения, который указан в билете, и не собирается лететь дальше? Справедливости ради отметим, что такое случается все-таки исключительно редко. В этом случае мы имеем дело с неисполнением перевозчиком договора перевозки. Дело в том, что по договору перевозки, который заключается авиакомпанией и пассажиром и удостоверяется билетом (п. 2 ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ), перевозчик обязуется перевезти пассажира в указанный пункт назначения (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Пункт назначения является существенным условием договора перевозки (п. 1 ст. 432 ГК РФ). И он не может быть в одностороннем порядке изменен или пересмотрен перевозчиком (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Поэтому в данном случае вы вправе требовать от авиакомпании, чтобы она довезла вас до конечной точки маршрута согласно приобретенному билету: закон на вашей стороне (см, например, решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 20.11.2012 по делу N 2-4500/12). Более сложными представляются случаи, когда авиаперелет в указанное место состоялся, да предполагаемый аэропорт - не тот (особенно актуально для крупных городов, например Москвы). Тем не менее, даже в этом случае суд может встать на сторону потребителя и признать, что авиакомпания, изменив аэропорт прилета, не исполнила договор перевозки (решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11.07.2013 по делу N 2-2263/2013).

Нас и тут неплохо кормят!

Если полет продолжается менее трех часов, то кормить пассажиров на борту воздушного судна вообще не обязаны (абз. 5 п. 95 ФАП 82), но некоторые авиакомпании все-таки угощают своих клиентов. Если полет длится дольше, то по общему правилу пассажирам предлагают горячее питание - через три часа после начала полета и далее каждые четыре часа (абз. 5 п. 95 ФАП 82), причем дополнительная плата за эту услугу не взимается (п. 97 ФАП 82). Однако из этого правила есть и исключения - питание и горячие напитки могут вовсе не предоставляться, если это условие установлено правилами авиакомпании и пассажиру было известно о таком условии до покупки билета (п. 98 ФАП 82).

Меню может сильно различаться в зависимости от класса обслуживания (п. 94 ФАП 82), подробности нужно уточнять у авиакомпании.

Минздрав предупреждает...

А вот можно ли взрослым пассажирам употреблять спиртное на борту самолета? Закон это не запрещает. Но нельзя напиваться "в стельку" - состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность, карается штрафом (500-1500 рублей) или административным арестом до 15 суток (ст. 20.1 КоАП РФ). Однако последствия могут быть и более серьезными - командир экипажа вправе высадить пьяного дебошира, а его билет теряет силу (пп. 2 п. 1 ст. 107 ВК, пп. 6 п. 230 ФАП 82). Более того, если из-за поведения пьяного пассажира, угрожающего безопасности полета, пришлось вынужденно сесть в другом аэропорту (или даже вернуться), а решение об этом принимает единолично командир экипажа (пп. 1 п. 1 ст. 58 ВК, абз. 5 п. 3.3 ФАП 128), то виновник в последующем будет вынужден оплатить все понесенные авиакомпанией расходы (то есть на топливо, обслуживание, дополнительное питание пассажирам и т.п., а также репутационный ущерб) (см. например, Апелляционное определение Московского горсуда от 24.07.2014 N 33-29639/14). Если из-за задержки рейса пострадают другие пассажиры (например, не успеют на свой следующий стыковочный), дебошир оплатит и их расходы (решение Мишкинского райсуда РБ от 01.10. 2014 по делу N 2-748/2014).

Отпор авиаскандалисту

Пьяное буйство на борту - это не только высокий риск административной ответственности (как минимум, ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ, невыполнение законных распоряжений командира судна) и денежных потерь. Дебошира могут привлечь и по пп. "в" ч. 1 ст. 213 (хулиганство), ст. 267.1 (угроза безопасной эксплуатации транспортных средств) или даже ст. 211 УК РФ (угон воздушного судна). И если пьяный разгул принял серьезный оборот, то, в принципе, любой пассажир может безнаказанно скрутить хулигана - даже причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, ненаказуемо (ст. 38 УК РФ). Но, разумеется, главный человек на борту, особенно в такой ситуации, - это командир экипажа. Командир может применять любые меры, в том числе меры принуждения, к хулигану на борту, а главное, командир может отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения (пп. 2 п. 1 ст. 58 ВК РФ, абз. 6 и 7 п. 3.3 ФАП 128, п. 5 ФАП 82).

Существует мнение, что, несмотря на свои широкие полномочия, командир воздушного судна в действительности не может ими воспользоваться: он заперт за пуленепробиваемой дверью внутри кабины самолета и ему якобы не разрешается покидать ее ни при каких обстоятельствах. Однако любой член летного экипажа может отлучаться из кабины, когда это необходимо для исполнения обязанностей, связанных с эксплуатацией самолета, исключая моменты взлета и посадки (абз. 3 п. 3.10 ФАП 128), а главное, если угрожающая безопасности обстановка того требует, то командир экипажа может вовсе не соблюдать требования инструкций (абз. 7 п. 3.3 ФАП 128). Значит, он может и заняться дебоширом лично, а может приказать пассажирам скрутить и утихомирить нарушителя - и такой приказ пассажиры должны будут выполнять (пп. 2 п. 1 ст. 58 ВК РФ, абз. 6 и 7 п. 3.3 ФАП 128, п. 5 ФАП 82) под угрозой административного наказания по уже упомянутой ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ).

При этом наказывать лиц, которые ослушались командира в воздухе, будут уже на земле, а суд обязательно известит авиакомпанию о том, что хулиганы наказаны (ч. 6 ст. 29.11 КоАП РФ). Авиакомпания внесет такого хулигана в свой "черный список", напишет ему об этом письмо и - с лета 2018 года - сможет принципиально не продавать авиадебоширу билеты на свои рейсы (ст. 107.1 ВК РФ). Такое наказание будет действовать год с момента вступления в силу постановления об административном наказании или обвинительного приговора.

Не забудьте свой багаж!

Пассажир обязан получить свой багаж сразу после его предъявления к выдаче (п. 147 ФАП 82). Если багаж не забрали, то он еще два дня (включая день прилета) бесплатно хранится в аэропорту (п. 150 ФАП 82). Авиакомпания должна разыскать владельца такого багажа и отослать ему письменное уведомление о необходимости забрать багаж, а также, где и как это сделать (п. 151 ФАП 82). После отправления такого уведомления багаж хранится еще полгода, после чего уничтожается или распродается (абз. 3 п. 151 ФАП 82). Забытые ручная кладь и личные вещи тоже хранятся полгода (п. 152 ФАП 82). И багаж, и кладь могут быть уничтожены и раньше, если их содержимое находится под угрозой порчи (п. 158 ФАП 82).

А вот в обратной ситуации (владелец есть, а багажа нет) следует направить авиакомпании письменное заявление, и она начнет разыскивать багаж немедленно (п. 154 ФАП 82). Если багаж найдется, его бесплатно доставят пассажиру в указанный им аэропорт или пункт (абз. 8 п. 154 ФАП 82). Кстати, за просрочку доставки багажа с авиакомпании можно взыскать штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более половины провозной платы (ст. 120 ВК).

Если в течение трех недель багаж не будет разыскан, авиакомпания обязана возместить причиненный ущерб. Нормы об ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение, порчу багажа, а также находящихся при пассажире вещей содержатся в абз. 7 п. 154 ФАП 82, ст. 796 ГК РФ, ст.ст. 118, 119 ВК РФ, а также Законе о защите прав потребителей.

Правила авиакомпаний: насколько их нужно опасаться?

Помимо ВК РФ и ФАП, перевозчики руководствуются своими собственными правилами перевозок. Поэтому пассажиру будет разумнее предварительно ознакомиться с такими правилами (еще до полета): так можно выяснить некоторые полезные вещи, например, куда именно обратиться в случае болезни, и с какими конкретно документами. Кроме того, именно эти правила зачастую запрещают использовать какую-нибудь технику (например, фотоаппараты, радиоприемники, даже электронные игрушки) во время руления, посадки и взлета или даже в течение всего полета (см. также письмо Минтранспорта РФ от 20.07.2016 N 01-694-ПГ). Зная такие правила заранее, можно избежать ненужных конфликтов и распланировать досуг юных путешественников, которые могут остаться без привычных гаджетов.

Однако нужно понимать, что любая авиакомпания хочет и на топливе сэкономить, и на аэропортовых сборах (некоторых их них рассчитываются в зависимости от массы обработанного груза), и на прочих издержках (вода, еда и напитки, санитарная обработка туалета и прочие). По этой причине собственные Правила воздушных перевозок зачастую составлены так хитро, что неопытный пассажир просто побоится захватить с собой необходимое ему количество багажа, а во время полета - попросить лишнюю чашку воды. В связи с этим следует помнить: собственные Правила авиакомпаний-перевозчиков не должны ухудшать уровень обслуживания пассажиров и вообще противоречить общим правилам воздушной перевозки (ч. 2 ст. 102 ВК РФ, п. 4 ФАП 82). Если вы убеждены, что правила конкретной авиакомпании снижают тот уровень обслуживания, который гарантирован ФАП 82, имеет смысл настаивать на своих правах. Если это оказалось вам не под силу, можно составить жалобу в Ространснадзор, который является надзорным органом в сфере гражданской авиации. Например, именно Ространснадзор добился, чтобы лоукостер "Победа" откорректировал свои Правила перевозок: они не разрешали бесплатно провозить на борту дамскую сумочку, исполненную в виде рюкзака (см. решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2016 по делу N А40-123705/2016).

Источник: Ирина Разумова, эксперт компании "Гарант"


 

НОВОСТИ

Приглашаем на бесплатное обучение пользователей интернет портала ГИС ЖКХ. Запись на обучение, программа, график занятий

Приглашаем на   бесплатное обучение пользователей интернет портала ГИС ЖКХ. Запись на обучение, программа,  график занятий

Обучение в "Школе интернет - возможностей ЖКХ"  проводятся с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Занятия в "Школе интернет-возможностей ЖКХ" проводятся с  января  по ноябрь 2018 года        в тренинг-зале  библиотеки им. М.Ю. Лермонтова по адресу:г. Пенза, пр-т Строителей, 168А, 2 этаж  в группе по 6 человек 4 дня в неделю. Занятия по 2 часа в день, всего 8 часов.  Приглашаем  активных граждан: руководителей и сотрудников управляющих организаций, председателей ТСЖ, старших по домам. Полученные знания позволит им в любой момент, не выходя из дома,  получить полную и достоверную информацию о деятельности управляющей организации , сверить показания приборов учета, при необходимости, через "личный кабинет" обратиться с претензией в органы государственной и муниципальной власти.

Подробнее...

22.11.2018 г.  22 ноября 2018 года на Круглом столе был проведен анализ результатов общественного контроля управляющих организаций г. Пензы

22 ноября  2018 года на Круглом столе был проведен анализ результатов общественного контроля управляющих организаций г. Пензы

Ассоциация потребителей Пензенской области в рамках проекта «Цифровые технологии-в помощь потребителям ЖКУ» с использованием  гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов,  22 ноября 2018 года провела  Круглый стол, на котором был обсужден анализ результатов общественного контроля 12-ти управляющих организаций г. Пензы по размещению информации в ГИС ЖКХ и на стендах в офисах (в помещении) за ноябрь 2018 г. , а также рейтинг управляющих организаций по раскрытию информации.   В работе круглого стола приняли участие  сотрудник  Госжлтехинспекции  Е.А. Сергеева, представители управляющих организаций, СМИ. Особое внимание было уделено обсуждению проблем размещения в ГИС ЖКХ: несовершенство системы, отсутствие "обратной связи" с группой технической поддержки. Рейтинг управляющих организаций и акты общественного контроля размещены на сайте АППО в разделе "Пензенский консультационный центр "За открытость коммунальных платежей""   "Общественный контроль". Также были обсуждены изменения в «Жилищном кодексе РФ» и в размещении   поставщиками информации в ГИС ЖКХ с 1 октября 2018 года и определение тождественности и схожести наименований управляющих организаций.

Архив
АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © 2017-2018 г.г.
Создание сайта студия "Интмар" CMS
юридический: 440000, г. Пенза, ул. Кирова, 65/2
почтовый: 440025, г. Пенза, ул. Московская, 75
тел./факс (8-8412) 52-09-90, e-mail: appo_penza@e-pen.ru